— Ты любишь и много читаешь фантастику, откуда больше вопросов получается — из художественной литературы или нон-фикшна? Пожалуй, больше всего выходит из каких-нибудь статей на околонаучные темы в интернете. Из книг же впереди нон-фикшн – там мне найти повод для вопроса проще. Впрочем, не исключаю, что «найти проще/сложнее» – это в значительной мере вопрос настроя. Художественную литературу я обычно читаю в менее сфокусированном на поиск повода для вопроса режиме. Поэтому если на турнире я ловлю себя на «ой, я же это читал, но не обратил внимания на повод для вопроса» – более вероятно, что вопрос был по какой-то художественной литературе.
Но, конечно, возникает другая проблема – такой нон-фикшн читают многие знатоки, особенно – пишущие вопросы, и шансы на то, что кто-то на интересный факт наткнулся раньше меня, не столь уж иллюзорны. Поэтому если я берусь что-то читать именно с прицелом найти подходящий материал, то иногда сначала просматриваю – что в базе уже есть из этой книги. Если есть довольно много – значит, книжка интересная, надо читать. Если же ничего нет – для начала надо проверить, правильно ли вбил название в поиск.
— Твои вопросы были на чемпионате мира, чемпионате России, на многих взрослых турнирах. Почему не пишешь для студентов или школьников? — Ну, я не так чтобы совсем чужд школьных турниров. Пару раз (в 2006 и 2012) я частично редактировал ШЧР; в 2013 году – писал тур для молодежного чемпионата Украины, а в этом году мы делали это вместе с Владимиром Островским; плюс последние два года я редактирую финальную часть школьного чемпионата Приволжского Федерального округа. Но да, специально для этих турниров я практически ничего не пишу – в основном это выборка из вопросов, подготовленных для нашего фестиваля – как для ЧГК, так и брейна.
В первую очередь дело в том, что я вообще пишу не так много, потому, условно говоря, если есть выбор – что взяться редактировать, школьный турнир или тур ЧМ, я выберу второй вариант. В частности, потому, что школьно-студенческие вопросы - это жанр, в котором обязательно надо закладываться на знания, которых можно требовать от целевой аудитории. А я, с одной стороны, стремлюсь к тому, чтобы творческих ограничений был минимум, а с другой – не уверен, что верно понимаю, где проходит граница известного и интересного современным школьникам (написав эти слова, редактор рассыпается в кучку праха от осознания своей безграничной древности).
— Бывало ли такое, что работа помогала написать вопрос?
Чтобы что-то, выясненное на работе, стало поводом – кажется, был единственный случай: вопрос на брейн по госту на чертежные шрифты, который мне попался в процессе написания программы для конструкторского бюро нашего завода. Надеюсь, что он в итоге попал куда-то в запас пакета, потому что повода в нем не было примерно совсем. Впрочем, нет, еще был брейновский же вопрос по внутренней шутке фирмы – но и он явно не попадет в золотой фонд.
Однако помимо основной работы, есть еще всякие фрилансы: скажем, раньше я писал статьи в «ЛКИ»
(журнал «Лучшие компьютерные игры», — прим. ред), причем под конец – все больше на всякие научно-популярные темы. И, собирая материал, иногда находил и что-то, подходящее для вопросов. Впрочем, буквально на днях мы сыграли вопрос по факту, который в одной из этих статей упоминался – вероятно, это не лучшим образом характеризует мое внимание к поводам для вопросов!
— Как так получилось, что программист пишет научно-популярные статьи для журнала, посвященного компьютерным играм? Ну, сейчас уже не пишу – несколько лет назад журнал закрылся (сайт с архивом статей, впрочем,
жив). Привел меня туда мой друг Антон Лысенко, много лет игравший в нашей команде, но потом отошедший от ЧГК (впрочем, сейчас он иногда выступает ведущим) – кажется, осенью 2004 года. Антон писал много и очень успешно, а вот мое «первое пришествие» как-то не задалось – я написал несколько статей, но понял, что получается не очень, и забросил. Впрочем, с Андреем Ленским – главным редактором журнала – мы в какой-то мере поддерживали контакт.