«Команды со смешными названиями должны начинать турнир с минус одним очком»

Финалист конкурса «Вопрос года» по версии МАК, чемпион мира и России Михаил Савченков о ЧГК и КВН, о том, как «Суп» превратился в «Соль» и какие стоп-слова для редакторов добавились к «зеркалу» и «флюгеру»
— Ты играешь в ЧГК очень давно — начинал, если я верно понимаю, еще со школы и играл вместе с одноклассниками очень долгое время. Сколько именно? И как вам это удалось — мало того, что играть вместе, так и играть хорошо, ведь вы были неоднократными чемпионами Беларуси до переезда команды в Москву? Это же совершенно уникальный случай.

— Всё так. В моей школьной команде было три одноклассника, Николай Ужов (крайний слева) из параллельного класса и Дмитрий Голдов (третий слева) классом младше.
Мы отыграли год, а когда закончили школу в 1994, то мои одноклассники покинули нас, зато пришли Руслан Ридлевич и ещё двое. В таком составе мы выиграли второй чемпионат Беларуси среди взрослых в 1995 и в 2002 году первый чемпионат Беларуси, который выводил на чемпионат мира. На ЧМ требовали форму, и нам пришлось найти шесть одинаковых рубашек. Должен вам сказать, что в Могилёве в 2002 году это было не очень просто.

Пра-Джокер — команда «Могилевские дети» (1993 год)
Николай Ужов, Виталий Лоцманов, Дмитрий Голдов, Михаил Савченков, Глеб Коломыцев, Олег Манчулянцев
Команда «Джокер» на чемпионте мира в Баку (2002 год)
В 2002 году я переехал в Москву, а в 2003 году сюда приехали Ужов, Голдов и Ридлевич, и мы продолжили играть командой «Джокер». Мне кажется, это действительно уникальное событие, когда команда меняет город дислокации, по крайней мере, я не знаю других таких примеров. Мне было очень грустно в первый год после переезда, и я до сих пор счастлив, что мои друзья тоже переехали. Мы, кстати, не меняли гражданство и выиграли ещё четыре чемпионата Беларуси.
Сергей Кашуба (тренер), Александр Забиран, Николай Ужов, Дмитрий Голдов, Михаил Савченков, Руслан Ридлевич, Вячеслав Осмоловский.
— Почему «Джокер» распался? Повлияло ли на это приглашение в Борский корабел или причины были иные? Кто собирал команду — ты сам или тебя позвали?

— У меня спортивная натура, и когда я наиграл свои 10000 часов в ЧГК, мне остро захотелось спортивных результатов. Мы вошли с «Джокером» в десятку рейтинга, и было понятно, что это предел. Большинство же сокомандников на глазах теряли интерес к игре. Поэтому, когда меня позвали в «Борский корабел», я соглашался со слезами на глазах, но не колеблясь. Через несколько месяцев после моего ухода Коля Ужов переехал в Канаду, и оставшиеся игроки перестали играть, как «Джокер». Но это жизнь, и я себя в этом не виню. Команда «Борский корабел» создана на основе бывших игроков команды ЛКИ — Александры Брутер, Максима Руссо, Ивана Семушина — и это они собирали команду.

— Кроме родной команды ты очень часто играешь в сборной под названием «Соль». В чем цимес этого названия, кто его придумал? И зачем этот хитрый ход с добавлением себя в базовый состав «Соли»? Ведь «Корабел» не распадался, правда?

— Это очень долгая история. Она началась на турнире в Юрмале осенью 2014 года, когда вместе с Кимом Галачяном мы решили создать проект с прицелом на самые высокие результаты. Он получил название «Соль», потому что у меня есть концепция названий. Название должно быть односложное и обозначать базовое понятие. Мы сыграли несколько игр под ником «Суп», но потом навсегда переименовались в «Соль». Также эта концепция включает в себя идею создания Комиссии по смешным названиям. По моей идее команды со смешными названиями должны начинать турнир с минус одним очком. А команды с очень смешным названием (вот, например, я открыл последний ОВСЧ и вижу название «Оля, придумай нам смешное название») — с минус двумя очками.
Команду «Соль» награждают за выигранный синхронный турнир «Балтийский берег». На фото (слева направо): Елизавета Овдеенко, Михаил Савченков, Андрей Островский
В общем, мы отыграли довольно много турниров в сезоне 2014/2015 проектом «Соль», а потом меня позвали в «Борский корабел». Но, как оказалось, «Соль» — это наркоманы, готовые играть плохие вопросы в любое время (на что не готовы наши основные команды), поэтому мы продолжили играть.

В декабре 2016 года «Борский корабел» после внутрикомандного голосования решил покинуть рейтинг. А я люблю рейтинг — это очень крутая тема. За первые места на турнирах борются считанные команды, а все остальные могут следить за своим прогрессом только в рейтинге. И вот, чтобы было веселее, мы решили вернуться в рейтинг — как «Соль». А «Борский корабел» не распадался, правда.

— Среди редакторов, которых мы звали делать синхрон Молодежный кубок «Дружба народов», был и Михаил Перлин — один из лучших редакторов, написавший огромное количество вопросов и отредактировавший много турниров. Однако Миша отказался, поскольку потерял интерес как к вопросописанию, так и, как я понимаю, к ЧГК. Ты тоже пишешь вопросы очень давно (правда, редактируешь турниры относительно недавно — база говорит о 2010 годе). Почему тебе еще это интересно?

— На самом деле моя первая крупная редакторская работа - это Синхронный Кубок Беларуси в сезоне 2001-2002. Вот здесь я зачем-то описал всё подробно. Я просто очень люблю редактировать вопросы — ничего не могу с собой поделать.

— Ты делал туры и турниры в одиночку, в дуэте и даже целой командой. Как тебе удобнее работать и почему?

— Чем больше народу, тем веселее) Я, видимо, командный игрок и мне всегда удобней редактировать с кем-то. И, мне кажется, результат всегда лучше — даже если просто вопросы проходят двойной фильтр, прежде чем попасть в пакет.

— Сейчас модны авторские синхроны. Ты одно время держался, но все-таки сделал — «Умами» на пару с Артемом Гулецким и «Философский пароход» со всей командой. И будут даже повторы этих синхронов. Что тебя побуждает делать другие турниры, к организации которых ты не имеешь отношения? Или наоборот: что тебя побуждает делать турниры авторские?

— Я люблю редактировать так, чтобы все мои лучшие вопросы за год попадали в один пакет. Сначала это был чемпионат России (2012, 2014, 2015). Потом, когда я стал его играть — мы сделали с командой «Борский корабел» Кубок Чемпионов. Потом я не знал, куда поставить лучшие вопросы, и пришлось сделать с Артемом Гулецким авторский синхрон «Умами». «Философский пароход» же делали Брутер, Руссо и Семушин, а я всего лишь поднёс немножко патронов.

Я могу сделать тур для других турниров — в первую очередь тогда, когда нужны вопросы другой сложности — студенческие и школьные. И, мне кажется, кроме «Умами», студенческих и школьных турниров я больше не буду ничего редактировать (и «Турнирума», потому что там не нужны собственные вопросы).

— Согласно сайту рейтинга, ты играешь с 2000 года. Тогда в год у тебя был один турнир (возможно, просто статистика неполна), сейчас, 17 лет спустя, ты отыграл 10 турниров только за первый месяц сезона. Что позволяет сохранять интерес — стремление к результату, общение с приятными людьми или что-то еще?

— Я играю с 1993 года — очень люблю играть в ЧГК. И я всегда старался играть все интересные мне турниры. Точно также я поступал с кино и книгами. Но, с годами, интересных мне турниров стало больше, чем книг и фильмов.

В ЧГК в первую очередь мне нравится сам процесс — поиск ответа за минуту, но и спортивная составляющая очень важна — всегда приятно, когда твоя команда искала ответы лучше всех.

— В 2016 году ты писал, что нельзя писать вопросы с ответами «зеркало» и «флюгер». Стали ли еще какие-то ответы стоп-словами для редактора за год? Каких ответов не стоит ждать участникам синхрона? :)

— Да! Это матрёшка и бумеранг. Кенгуру на подступе.

— Сколько времени в среднем ты тратишь на подготовку одного вопроса, можешь оценить? С опытом оно может увеличиться?

— По-разному. Бывают вопросы, которые лежат в блокноте годами, бывают такие, в которых не меняется ни одно слово с момента написания. Но среднее время на подготовку вопроса с опытом всё же уменьшается по моим ощущениям.

— Ты где-то писал, что написал за жизнь около 9 тысяч вопросов. База знает только 700. Где остальные?

— Мне кажется, семь, а не девять) Так и лежат в блокнотах, ждут своего часа. Вот фотопруф (надеюсь, я не засветил вопросы с турнира). Самый первый блокнот, правда, потерялся. В нем была ещё тысяча вопросов.
— Ты делал тур на прошлый школьный чемпионат России, и будешь делать тур на следующий. Что для тебя сложнее — писать вопросы для детей или для взрослых?

— Для детей немножко сложнее. Во-первых, я стараюсь не использовать в детских вопросах многие стандартные приемы из взрослого ЧГК – скажем, замены или пропуски букв. Во-вторых, сложнее найти тестеров) Но существенной разницы я не вижу.
— Ты любишь и собираешь карикатуры. Откуда родилось это хобби?

— Из детства. У отца была подборка книг из серии «Мастера советской карикатуры» и большие альбомы Бидструпа и Эффеля. В СССР был ощутимый книжный дефицит, и я провёл за этими альбомами множество времени. Потом я долгое время был довольно равнодушен к карикатурам, но лет в тридцать что-то щёлкнуло, и сейчас у меня уже пять больших полок. Когда я путешествую, то альбом карикатур на языке страны – это самый необходимый сувенир для меня.

— Кроме того, ты, помнится, смотрел КВН. Смотришь ли до сих пор? Играл сам? Путал ли кто-то по отношению к тебе аббревиатуры КВН и ЧГК?

— Долго время я смотрел практически весь доступный КВН. Сейчас тоже смотрю, но из последних сил, и, видимо, перейду на какой-то выборочный просмотр, если не произойдет кардинальных изменений. Качество, по моей оценке, упало катастрофически. Сейчас мне больше нравятся передачи со стендапом. Сам не играл, был несколько месяцев автором в команде КВН родного института.

ЧГК с КВН путали, конечно, причем миллиард раз. Самое веселое было в Баку на первом чемпионате мира. Он был очень крутой и пафосный, знатоков везли из аэропорта на автобусах с кортежем сквозь череду бигбордов с рекламой чемпионата в пятизвездочный отель. Но у горничной на этаже на плане все номера, в которых жили знатоки, были помечены заветной аббревиатурой «КВН».
Made on
Tilda