«В моём идеальном мире игрока и капитана все ответы щёлкают»

Сколько лет редактор должен работать, чтобы выплатить ипотеку, кто сменит амбициозную альпаку, чем ЧГК в Германии отличается от российского, а молодёжное ЧГК — от взрослого, рассказывает один из редакторов Молодёжного кубка «Дружба народов», чьи имя и фамилия начинаются на соседние буквы алфавита, — Сергей Терентьев.
— Помнишь, когда возникло желание писать вопросы? Может быть, даже первый вопрос сохранился?

— Помню, что решил попробовать себя в вопросописании после одной из первых игр, ещё когда жил в Кукисвумчорре. К счастью, первые вопросы не сохранились :) Они были очень плохи, разумеется. В одном из них я пытался обыграть обозначения химических элементов — составить какую-то фразу, кажется.

— Это сколько тебе было лет? Во сколько вообще начал играть?

— Это был где-то 9-й класс, так что лет 14-15. В 9-м классе и начал играть.

— Не было ощущения в какой-то момент, что вот, это уже не хобби, но профессия?

— Года полтора-два назад это ощущение появилось. Написание вопросов воспринимаю как хобби, а вот редактуру — как вторую работу.

— А как ты это для себя разделяешь? Все-таки сейчас автор и редактор почти в 90% случаев один и тот же человек.

— В написании вопроса, его первичной версии, я вижу творчество, а в доработке — некую корректорскую деятельность, совмещённую с подгонкой товара под вкусы потребителя.

— Многие турниры ты делаешь в паре с Сергеем Лобачёвым. Как родилось это желание работать вместе?

— Желание работать вместе? Оно никогда не появлялось :) Кажется, Серёжа вместе с Ярославом (фамилия которого слишком известна, чтобы её называть) позвали меня делать Балтийский берег, я и согласился. Тот пакет, судя по отзывам, вышел неплохим, поэтому дальше всё завертелось как-то само собой, как хороший роман.

— Расскажи про ваш авторский турнир «Амбициозная альпака». Почему амбициозная — понятно, а почему альпака? Только ли потому, что два слова на одну букву?

— Альпаки же миленькие! Вы сами посмотрите:
Из всех животных на букву «А» альпака пришлась нам больше всего по душе.

— Зачем решили делать еще один турнир, ведь их и так на рынке переизбыток?

— Увы, и правда переизбыток. Всё дело в амбициях (в хорошем смысле этого слова) Серёжи Лобачёва — у него (но мы с Ярославом его всячески поддерживаем) есть идея фикс написать лучший турнир ever. К тому же в авторском турнире можно не вымерять сложность, как это часто нужно по ТЗ, не ограничивать себя раздатками и идеями (идейных вопросов, впрочем, почти и не получилось в этот раз), не ставить себе строгий дедлайн.

— В итоге получилось то, что вы хотели?

— Не совсем — видимо, материал нужно копить больше, чем 9-12 месяцев. Ещё выяснилось, что ряд хороших вопросов мы зря отсеяли, а некоторые зря прошли сквозь тройное сито отбора.

— Будет ли еще одна альпака?

— Многие уже поняли, что следующий турнир будет, но с другим названием — что-то типа «Бравый бобёр». В посте об итогах турнира на Фейсбуке поступило много предложений, возможно возьмём что-нибудь оттуда.
Юный Сергей Терентьев (справа). Пока не с альпаками
— Ты уже подсчитал, сколько вопросов надо написать, чтобы выплатить ипотеку до конца?

— Вот ты шутишь, а я прикидывал :) Но не количеством вопросов, а годами редакторского труда — вышло лет 16, что ли.

— А если серьёзно: нет ли какого-то выгорания от такого количества вопросов? Откуда черпаешь вдохновение?

— Есть усталость, которая накопилась к концу года — всё-таки редактурой занимаюсь в свободное от работы время, на отдых остаётся не так много часов. Я много читаю, так как часа полтора в день провожу в метро, то есть полтора часа в день чтения — это минимум.

— Тебя часто упрекают за перебор в использовании технических меток типа «пять слов на соседние буквы», «слов с одинаковыми гласными в корне» и так далее. Как ты сам к этому относишься — как к обычному приему или как к неизбежному злу? Или как к чему-то третьему?

— Я сам как капитан люблю, когда ответ щёлкает. А если не щёлкает, то хотя бы не придумываются дуальные версии, подходящие под форму. Вообще, в моём идеальном мире игрока и капитана все ответы щёлкают — не согласен с концепцией, что капитан должен «работать» за столом. Не в телевизионную версию же играем.

А так как не все ответы, к сожалению, щёлкают, приходится вводить технические метки для отсечки дуалей (иногда даже теоретических, не обязательно тех, что всплыли на тесте). Я не считаю это неизбежным злом — просто одним из приёмов доведения вопроса до максимальной играбельности.
Команда «Призраки Коши» на Чемпионате России в Воронеже (май 2016 года). Слева направо, верхний ряд: Надежда Чеботкова, Дмитрий Ожигов, Александра Балабан; нижний ряд: Наталья Кудряшова, Сергей Терентьев, Николай Порцель.
— На редакторов часто выливается довольно много критики. Как ты это переносишь? Часто ли критикуешь работы других редакторов?

— Критику переношу плохо, никак не могу исправить эту черту, но иногда она полезна — хочется совершать однотипные ошибки не более одного раза, хотя на конструктивную критику способны не все комментаторы. Вообще же число комментаторов в ЖЖ невелико — менее 5% от отыгравших, как правило. Часто это одни и те же 40-60 человек, со вкусами и манерой комментариев которых я давно успел познакомиться.

Сам я стал редко давать какие-то отзывы о работе коллег — если и оставляю, то тем турнирам, которые понравились. Если же у меня есть какие-то конструктивные замечания, то пишу их редактору в личку, как правило.

— Странно (ну или закономерно — как посмотреть), я тоже стал так делать. А почему это делаешь ты? Ведь публичные комментарии, возможно, могут помочь не сделать такую же ошибку не только редактору конкретного турнира, но и другим редакторам, которые частенько читают опубликованные пакеты.

— Когда я добираюсь до чтения пакетов, к тому времени обо всех недочётах (или дуалях, например), которые я «прочувствовал» на игре, уже успевают написать, так что мне часто просто нечего добавить. Кстати, возможно, одной из причин того, что я стал воздерживаться от негатива, стало осознание того, что те же самые редакторы, разозлённые моими комментариями, придут с негативом и в мой пакет :)
На чемпионате мира по Что? Где? Когда? в Астане (2017 год). Слева направо: Юлия Затуловская, Евгений Затуловский, Роман Цуркан, Татьяна Фёдорова, Сергей Терентьев, Елена Лесных
— Ты какое-то время играл в Германии, будучи (поправь меня, если я плохо помню) в командировке. Чем немецкое ЧГК отличается от российского? Ну, по крайней мере, на твой взгляд.

— Это скорее была работа, нежели командировка или стажировка. Да, полгода я прожил в городке Засбахвальден (моя жизнь крепко связана с топонимами из трёх корней), несколько раз ездил играть в Штутгарт за «Чёрный мерин» и даже сыграл чемпионат Германии (очень неудачно, правда). Немецкое ЧГК в том виде, в котором я его увидел, было очень домашним, похожим на клуб по интересам — старые добрые посиделки с чаем и печеньками. То есть уклон был в отдых и хорошее времяпрепровождение, нежели в соревновательный процесс. Но в других немецких клубах всё по-другому, может. Ещё показалось, что в Германии мало молодых игроков, возможно по тем же причинам, по которым их мало в Израиле (см. интервью с Игорем Улановским).

— Почему только полгода? Не понравилось или были какие-то иные причины?

— Это был последний курс университета, программа была рассчитана на полгода, как раз чтобы вернуться и защитить диплом.
С командой «Черный мерин» на турнире «Ревельская весна» (май 2014 года).
— На нашем турнире ты делаешь Свою игру. Это твой первый опыт или раньше писал свояк для каких-то турниров? Чем для тебя отличается работа над вопросами ЧГК и Своей игры?

— Я несколько раз писал Свою игру для тренировок, так что это мой первый заказной пакет. Опыта у меня немного, но я работаю в паре с маститым Тарасом, так что учусь у него. В целом вопросы различаются не сильно — в Своей игре более жёсткие конструкции и есть табу на назывные слова типа «это» вне формы, к чему я ещё не приноровился. Больше всего различаются методы написания вопросов. Вопросы для ЧГК я не пишу специально — когда читаю, делаю заметки, потом обрабатываю их, со Своей игрой же так не получается, не выработал привычку, поэтому читаю различные источники специально под тему.

— Ты сам совсем недавно перестал играть в студентах. Скажи, чем для тебя молодёжное ЧГК отличается от взрослого?
— В студентах больше азарта, как мне кажется, и больше возможностей у каждого попасть в медали. Я сам долго для себя не мог сформулировать, почему же молодёжное ЧГК интереснее, пока Юра Разумов не пояснил, что интереса больше из-за того, что ротация в нём происходит чаще, чем во взрослом ЧГК.

Если среди студентов появляются команды-доминаторы, то через 2-3 года они неминуемо вырастают и уходят с арены, а их место могут занять вчерашние первокурсники.

Во взрослом всё куда более закостенело — топовые команды одни и те же, на пенсию уходить не спешат. Ещё, по ощущениям, в молодёжном зачёте составы команд очень гибкие — часто возникают сильные сборники из осколков других команд, даже из разных городов или стран. У студентов, как правило, два глобальных турнира — чемпионат страны и КЕСт, и ещё несколько мейджоров. Так вот к этим глобальным турнирам команды могут готовиться месяцами, проводить тренировки, «наигрывать редакторов», подыскивать себе шестого игрока — всё это очень азартно. На взрослом уровне я такого сильного азарта не встречал и не испытывал. Возможно он есть в тонкой прослойке топовых команд, но сам я до неё пока не дорос.
Made on
Tilda